Понедельник
29.04.2024
16:14
Категории раздела
Статьи о станицах 2 Донского округа [15]
ЭТО ВАМ НУЖНО
  • Составить генеалогическое древо
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск погибшего воина в книге памяти Волгоградской области
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    SUROVIKINO34.UCOZ.RU

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи о станицах 2 Донского округа

    Донские лошади
    Лошади донской породы, неразрывно связаны с историей нашей армии. Веками неся службу на рубежах Российской империи, участвуя во всех войнах, дончаки делили со своими хозяевами все тяготы и невзгоды, вместе с ними рисковали жизнью.
    В первой половине XVIII века донское казачество в случае необходимости могло выставить для русской армии до 20.000 человек. Причем в отличие от линейной кавалерии – гусаров, уланов, драгун и пр., зачастую садившихся на лошадь только в армии, казак шел служить вместе со своим конем.
    Донские степи являлись идеальными пастбищами, на которых чуть ли не круглый год могли найти себе корм многотысячные табуны, поэтому на Дону коневодство развивалось более интенсивно, чем в центральных и северных районах. И сложившийся там тип лошади сильно отличался от среднерусского. Вообще донская лошадь – типичный продукт народной селекции, сродни ахалтекинцу, порода, которая выводилась для конкретных целей.
    Изначально казачья лошадь – невысокая, крепконогая, по сложению более сухая, чем русская. Выносливость и крепкое здоровье дончаков прямо связаны с довольно жесткими условиями табунного содержания. Основой породы, получившей сегодня название старо-донской, стали монгольские лошади, приведенные калмыками во время переселения на Дон в начале XVIII века. Эти лошади смешивались с местными южнорусскими лошадьми. Кроме того, на породу повлияли захваченные в боях и набегах горские, турецкие и другие восточные лошади. К концу XVIII века окончательно сформировалась стародонская порода – лошадь около полутора метров ростом, высоконогая, отличающаяся крепкой, сухой конституцией, в основном серой и рыжей масти.
    И. К. Мердер в «Историческом очерке русского коневодства и коннозаводства» (1897 г.) писал: «На большие расстояния донец очень вынослив: на Дону скачут по 10, 15 и до 30 верст. Шаг очень хорош: шесть верст в час обыкновенно, а нередко ходуны и по 7 верст в час. На корм неразборчивы благодаря суровым превратностям степной жизни... Пугливые между ними очень редки: донская лошадь под казаком идет всегда смело вперед и не закидывается ни перед препятствием, ни перед выстрелами».

    Порода совершенствовалась как в результате естественного отбора в условиях табунного содержания, так и за счет племенной работы. Тип донской лошади, известный сейчас, сложился довольно поздно – в XIX веке, когда началось планомерное использование лошадей персидской, карабахской и стрелецкой пород, орловских верховых, а затем и чистокровных верховых. К началу первой мировой только в Задонье было около 150 тысяч лошадей донской породы.

    Отличавшиеся крепким здоровьем, неприхотливостью к корму и содержанию, спокойным, уравновешенным характером и очень большой выносливостью (в 1890 г. казачий сотник Д. Пешков проехал за 193 дня 8862 км – от Благовещенска до Петербурга), донские лошади представляли огромный резерв для ремонта конского поголовья русской кавалерии. Да, именно ремонта – в это слово, столь понятное любому автомобилисту, первоначально вкладывался совершенно иной смысл. «Ремонтной лошадью» назывались молодые лошади, поступавшие на пополнение в воинские части. Причем не обязательно в части казачьи: если в середине XVIII века в линейной кавалерии служили обычные среднерусские «савраски» (например, устав 1738 года предписывал забирать в драгунские полки любых лошадей не ниже двух аршин без вершка – 138 см), то к 1900 году дончаки в армии составляли около 60%. Это неудивительно: армия нуждалась в универсальных, сильных, выносливых лошадях. И государство всячески поощряло разведение дончаков, которые полностью отвечали тогдашним армейским требованиям к лошадям верхово-упряжного типа.
    Донская лошадь прекрасно шла и под седло, и в упряжку, что делало ее не только хорошим солдатом, но и прекрасным помощником казака в мирное время. Отсюда и довольно высокая цена дончаков: в начале века в России обычная лошадь стоила 20-30 рублей, редко дороже, дончак же – до 100. Кстати, казак редко покупал себе взрослого коня: бедняки вообще получали коня бесплатно из станичных табунов, а остальные старались вырастить себе коня сами – покупали жеребенка и приучали его к себе. Оно и понятно: казаку необходимо было не средство передвижения и не тягловое животное, а верный друг на поле боя – ведь казак, как уже говорилось, шел служить вместе со своим конем. Отсюда и специфические приемы выездки. Собственно, школы верховой езды в современном понимании на Дону не было, но каждый казак обучал свою лошадь определенным приемам, необходимым на поле боя: по команде ложиться, не бояться выстрелов, не обращать внимание на взмахи шашки. А любимым развлечением, во время которого казак мог показать свою удаль и выучку коня, была джигитовка – выполнение акробатических трюков на идущей галопом лошади. Это искусство позволило многим российским казакам не пропасть в эмиграции в 20-е годы: выступления «Russian kozak» неизменно имели успех. Да и та джигитовка, которую мы видим сейчас во многих цирках мира, восходит к казачьей школе дрессировки строевых лошадей.
    Первая мировая, октябрьский переворот, гражданская война нанесли огромный урон отечественному коневодству. И в первую очередь пострадала донская лошадь как наиболее массовая в армии.
    Ненависть взбунтовавшихся мужиков распространялась не только на помещиков и их семьи, но и на их собак и лошадей... Лошадей расстреливали, сжигали заживо в конюшнях, наконец, просто не кормили. В гражданскую по станицам реквизировали лошадей и красные, и белые, и зеленые. А тех, что не могли увести с собой, калечили, убивали – лишь бы не достались врагу.

    Отступая, белые угоняли огромные табуны с Дона на Кубань и дальше на юг, где кони тысячами гибли от бескормицы и болезней. Достаточно сказать, что из 35 миллионов лошадей, имевшихся в России перед войной, к середине 20-х осталось всего семь миллионов.

    После войны потребовалась хорошая лошадь для кавалерии. Но разводившиеся в Ставрополье терские лошади – наследники знаменитой стрелецкой породы – были крайне немногочисленны и шли в основном под комсостав, а лошади донской породы перестали отвечать возросшим требованиям военных. Если казаки, улучшая своих лошадей, во главу угла ставили неприхотливость и выносливость, то новая армейская лошадь в придачу к этим качествам должна была быть более высокой и быстрой.
    В 30-х годах в хозяйствах Ростовской области на основе донской и чистокровной верховой была выведена новая порода, названная по имени знаменитого краскома – буденновская. Правда, ей сначала не повезло. Порода, официально зарегистрированная в 1948 г., вскоре оказалась никому не нужна: менее чем через десять лет кавалерия как род войск была упразднена. Но оказалось, что кони эти хороши не только на поле боя, но и в спорте. Более того, они показали себя вполне конкурентноспособными по отношению к западноевропейским спортивным породам (в основном в состязаниях по преодолению препятствий – конкурах, стипль-чезах, барьерных скачках).
    Лошади буденновской породы неоднократно устанавливали мировые рекорды и даже выигрывали Большой пардубицкий стипль-чез, который является труднейшим испытанием для лошади.
    О признании породы говорит, во-первых, достаточно высокая цена лошадей – около $2000, во-вторых, стабильный спрос на них на международных аукционах. А о выдающихся качествах этой породы свидетельствуют результаты довольно серьезного тест-драйва, проведенного в конце 40-х годов: при температуре +40? лошади прошли 200 км практически без остановок за 18 часов 25 минут. После двухчасового отдыха лошади на контрольном галопе показали нормальную работоспособность. А рекорд суточного пробега, установленный в 1950 г., – 309 км!
    Сегодняшний буденновец – крупная верховая лошадь, ростом примерно 165 см, иногда выше, масть – рыжая или гнедая, редко – вороная или караковая. Конституцию имеет крепкую, телосложение массивное, при этом смотрится буденновец очень пропорционально. О характере его можно сказать одно – буденновец умеет за себя постоять. В нем нет добродушия тяжеловоза, интеллигентности орловца, вежливости «араба» – он энергичен, серьезен и строг. Если отношения у всадника с буденновцем не заладятся, бесполезно наказывать его – можно оказаться выбитым из седла. Иной конь не ограничится этим, а вдобавок пустит в ход зубы или копыта...

    Эту породу можно рекомендовать только человеку, понимающему лошадь и обладающему определенными профессиональными навыками. Буденновец – не прогулочная лошадь, и приобретать его стоит только в том случае, если вы действительно хотите попробовать себя в спорте. На этой лошади нельзя «кататься», ее нужно, как говорят конники, «работать». К тому же буденновцы довольно требовательны к условиям содержания. Дело в том, что многие изначальные свойства этой породы на сегодняшний день утрачены. Так, неприхотливость, необходимая военной лошади, была принесена в жертву качествам, необходимым лошади в спорте, – резвости, правильности движения...

    Для частного содержания гораздо больше подойдет лошадь донской породы. Эти кони относятся к верхово- упряжному типу, так что использовать их можно и под седлом, и в упряжке. Современный дончак – рослая, статная лошадь, имеет крепкую конституцию, массивный, несколько удлиненный корпус, крепкие ноги. Масть в основном рыжая, часто с красивым золотистым отливом, нередки белые отметины на голове и ногах. Унаследовавшие породные качества боевой казачьей лошади дончаки очень выносливы (за сутки донская лошадь легко проходит до 100 км), неприхотливы к условиям содержания, большую часть года обходятся исключительно подножным кормом и при этом отличаются отменным здоровьем. Несмотря на то что родина их – южные степи, дончаки прекрасно акклиматизируются в любых районах, за исключением Крайнего Севера. Они гораздо добронравнее, легче «сходятся» с незнакомыми людьми, чем буденновцы.
    Разумеется, не следует путать спокойный, уравновешенный характер дончака с добродушной флегматичностью тяжеловоза: эта лошадь в ответ на грубое или неумелое обращение вполне способна «высадить» всадника.
    Стоит хорошая донская лошадь до 5 миллионов рублей. Дончак идеально подойдет для длительных верховых прогулок, для конной охоты, хорош он и как помощник на подворье. При использовании в качестве рабочей лошади на ферме дончак, хотя и уступает по силе тяжеловозу, выгодно отличается от него энергичностью, большей универсальностью и экономичностью содержания. К тому же в этой породе встречаются лошади довольно крупные, широкогрудые. Только следует учесть, что для работы более пригодны жеребцы или мерины. Кобылы же как донской, так и буденновской породы значительно менее работоспособны, более суетливы и непредсказуемы.
    Вообще этой породе можно отдать предпочтение не только за отличные «эксплуатационные характеристики», но и просто из уважения к ее истории, ведь она, одна из немногих коренных отечественных пород, имеющих столь славное боевое прошлое. Не будет преувеличением сказать, что ни одной лошади не обязана так Россия, как казачьему коню.
    Категория: Статьи о станицах 2 Донского округа | Добавил: AsiaTara (02.08.2012)
    Просмотров: 2664 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: