Четверг
16.05.2024
03:50
Категории раздела
Статьи о станицах 2 Донского округа [15]
ЭТО ВАМ НУЖНО
  • Составить генеалогическое древо
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск погибшего воина в книге памяти Волгоградской области
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    SUROVIKINO34.UCOZ.RU

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи о станицах 2 Донского округа

    ст.Верхне-Чирская стр.2

    Гражданская война.

    Легендарный поход Луганск-Царицын


    ...10 мая передовые части 5-й Украинской армии уже подходили к Морозовской. Эта станица была одной из самых революционных на Дону. В январе 1918 года здесь был избран окружной Совет рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Когда в станицу прибыли части 5-й Украинской армии, в станице был создан Морозовский полк, который тоже стал пробиваться к Царицыну.
    Ежедневные бои увеличивали количество раненых, их набрался целый эшелон. Командование похода решило направить под охраной бронепоезда и специального отряда свыше 600 раненых и больных бойцов в Царицын. 22 мая санитарный эшелон прибыл в станицу Суровикино. Бронепоезд, охранявший состав, под покровом ночи ушел на разведку. Этим воспользовались белые, которых предупредил предатель. На рассвете артиллерийским обстрелом начался белогвардейский налет. Затем на станцию ринулись белоказачья конница и пехота. Путь им преградили красногвардейцы, но силы были неравные. К 9 часам утра белые прорвались к поезду. Началась жестокая расправа над безоружными, беспомощными людьми. Их рубили шашками, выбрасывали из окон вагонов. Врачей и медсестер, пытавшихся остановить озверевших бандитов, расстреливали на месте.
    Весть о суровикинской трагедии быстро долетела до красного командования. Уже к полудню на станцию прорвалась сквозь огненное кольцо бронеплощадка, на которой были К.Е.Ворошилов и А.Я.Пархоменко. Страшная картина предстала перед ними. Как потом выяснилось, из 600 больных и раненых остались в живых лишь 70 человек. Нужно было немедленно отвести санитарный поезд в безопасное место. Подцепили паровоз. Когда машинист был убит, его заменил А.Я.Пархоменко. Под градом пуль, раненный в плечо и в руку, Александр Яковлевич все же вывел из-под огня эшелон. 24 мая в Суровикино состоялся траурный митинг. Сотни жителей станции и соседних хуторов пришли проводить в последний путь красных бойцов, ставших жертвой зверской расправы. На митинге выступил К.Е.Ворошилов. Над могилой погибших товарищей бойцы дали клятву до конца быть преданными революционному делу. Об этом событии напоминает мемориальная доска, установленная на здании железнодорожного вокзала.
    Бои в районе Суровикино продолжались. Имея численный перевес, белогвардейцы были настолько уверены в скорой победе, что даже прислали своих парламентариев с предложением сдаться. Но участники героического похода отвергли это предложение.
    Белогвардейцы бросились на штурм. Бои продолжались днем и ночью. Противник не ожидал такого упорства от измученных тяжелым переходом красноармейцев. Когда белые начали выдыхаться, красные командиры снова подняли бойцов в атаку. Враг был отброшен от железной дороги. 2 июня части 5-й Украинской армии начали наступление на станцию Чир.
    Миновав станцию Чир, красные эшелоны подошли к Дону. Здесь их ждало неприятное известие. Железнодорожный мост через реку был взорван. А до Царицына рукой подать — всего сто километров. Создалось критическое положение: путь вперед был отрезан, с запада, севера и юга наседали белоказачьи полки. Воспользовавшись создавшейся обстановкой, белогвардейский генерал Мамонтов послал в штаб 5-й Украинской армии парламентеров, он надеялся запугать К.Е.Ворошилова и его боевых соратников, вынудить их к сдаче на милость победителя. Парламентеры предложили Ворошилову прекратить сопротивление и сдать в неприкосновенности все оружие и имущество. При выполнении этого требования красноармейцам и всем беженцам гарантировалась жизнь и свободное возвращение в Советскую Россию.
    Но Ворошилов отверг это предложение. Решено было мост восстанавливать. Техническое руководство стройкой поручили бывшему студенту Московского императорского инженерного училища Ф.А.Сергееву (Артему) и М.Л.Рухимовичу, имевшему техническое образование, прорабом назначили деда Матвиенко. Восстанавливать мост, добывать необходимые материалы пришлось под непрерывным огнем. Отряды 5-й Украинской армии и присоединившиеся к ним по пути части заняли круговую оборону. Одним из опорных пунктов стали Рычковские высоты. Их опоясывали две, а местами и три линии окопов.
    В то время, когда красноармейцы отбивали яростные атаки врага, на изрытых снарядами берегах Дона полным ходом шло восстановление моста. Днем и ночью реку бутили землей, чтобы по насыпи проложить рельсы и пустить составы. А.Л.Семенов — участник похода, старый большевик вспоминал: «… глубина реки в этом месте достигала 4—5 метров, расстояние от уровня воды до линии укладки рельсов — 20 метров. Особенно трудной была вторая половина июня. Белогвардейцы узнали, что восстановление моста подходит к концу, усилили натиск, бросая в бой крупные силы конницы и пехоты, обстреливая нас из дальнобойной артиллерии. Пока войска отбивали атаки врага, луганские, и харьковские металлисты разобрали взорванную ферму, на мели шахтеры рыли котлованы. Другие бойцы в ближайших населенных пунктах разбирали заброшенные кирпичные и деревянные постройки. На железнодорожных платформах и подводах подвозили к реке кирпич, камень, бревна, шпалы, рельсы. К работе были привлечены все не занятые в боях.

    И все делалось под непрерывным огнем противника».
    Кровопролитные бои продолжались с 16 июня по 2 июля 1918 года. Мост был восстановлен в необычайно короткий срок — за три недели. 30 июня первым по восстановленному мосту прошел бронепоезд «Черепаха». Участник похода Г.А.Толокольников вспоминал: «И вот настал долгожданный день. Над поверхностью воды показались бугорки насыпи. Вода не размыла её. Железнодорожники положили шпалы, на них рельсы. После долгого молчания над степью снова запел гудок паровоза. Первым по восстановленному мосту прошел бронепоезд «Черепаха». Он шел, тихо посапывая, осторожно, словно испытывая прочность полотна. Люди напряженно следили за ним. Вот он достиг границы моста и покатил дальше. И тогда полетели вверх шапки и фуражки. Бойцы обнимали друг друга, приговаривая: «Выдержал, миленький, выдержал!». В ночь с 1 на 2 июля начали переходить Дон эшелоны. Белые вновь предприняли атаки, чтобы помешать этому, но были отброшены. Пока шла переправа составов, сводный коммунистический полк С.Локотоша успешно развивал наступление на левом берегу Дона. Продвигаясь вперед, красные части заняли станцию Ляпичев, а на соседней станции Кривая Музга, уже держали оборону защитники Царицына. Стремясь помочь группе войск Ворошилова, они перешли в наступление. Совместными усилиями соединившихся частей 44-й белогвардейский полк был далеко отброшен от железной дороги. Эшелоны благополучно проследовали к Царицыну.
    Так завершился легендарный пятисоткилометровый поход луганских красноармейцев, рабочих, жителей города, который длился шестьдесят семь дней и ночей. Многие из них за мужество и отвагу были награждены орденом Красного Знамени.

    В.Картавцев, «Рабочий класс»


    Доклад бывшего члена Казачьего отдела ВЦИК М. Данилова

     1 июля 1919 г.
     ......Я укажу подробности эвакуации г. Морозова.
            Штабом 9-й армии был назначен чрезвычайный комиссар по эвакуации г. Морозова некий Хохлов, ккоторому перешла вся власть. И вот гражданской власти пришлось переживать все невзгоды по отношению к эвакуации, гражданская власть была совершенно обезврежена, не имея никакой силы дляэвакуации имущества, штабом был взят в свои руки весь и гужевой, и ж.-д. транспорт. Местной властипришлось кражей вырывать вагоны и подводы, но местная власть, хотя воровским путем, но исполниласвой долг, погрузила весь имеющийся запас хлеба (7 вагонов), который по самолюбию или, может быть, с целью чрезвычкома не был прицеплен и остался невывезен в пользу Деникина. А также было погружено две кассы деньгами Морозовского района и Цымлянского, [которые] Хохлов тоже оставил на расход Деникину. Но это все, да, особенно, еще были оставлены два эшелона по 50 вагонов с людьми, беженцами, тоже предателем Хохловым. Я бы со своей стороны просил центральную власть обратить на это серьезное внимание, прошу вдуматься в это положение, что теперь говорят т[оварищи] красноармейцы [из] тех семей, которых предательски отдали на издевательства Деникину. Ведь их просто явно Советская власть предала. Они больше никак не могут думать. Мы говорили им, мы убеждали их, а также и красноармейцев, что их семьи будут обеспечены всем. Впоследствии оставили их для казней диким племенам, собранным Деникиным. Что мы должны сказать в оправдание перед красноармейцами, когда они свирепо скажут: "Зачем лгали о спасении наших семей от гнета Деникина? Пусть бы семейства остались нетронутыми с места, пусть бы угадывал Деникин, кто сочувствовал Советской власти". Теперь же осталось только писать приказы о расстреле, угадывать - нет [ли] хитрости , расстреливать без следствия. Из-за предательства Хох лова проклятия этих жертв остаются на плечах Советской власти. Вот что происходило в штабе 9-й армии.
            Далее мне пришлось опять встретиться с позорно бегущим штабом 9-й армии. Я был раньше командирован, до оставления района, для организации питательных пунктов для беженцев Морозовского района. Когда я приехал на ст. Суровикину, штаб уже был расположен в селе Суровакино, и вот через час времени после моего приезда штаб опять ураганной бурею поднял на ноги все село, поставил его в паническое состояние, забирая у гражданской власти живой гужевой транспорт и жел[езно]-дор[ожный] и вновь складывая весь негодный хлам, не оставляя граммофона и ласковую собачку на манер полнобю-рократии и далее. В это время гражданская власть остается без всякой силы для прикрытия бегущего штаба. Даже было так, что местная власть не имела ни одной подводы, хотя [бы] довести что-нибудь из насущного, как хлеб. На подводы была навалена пшеница, для того чтобы вывезти для погрузки в вагоны, но штабом эта пшеница была сброшена с возов на середину двора и подводы были забраны для перевозки собачек и штабных дам и барышень. Вот, что мне пришлось видеть своими глазами, видеть как спасает революцию сидящая бюрократия в штабах и губящая массу трудящихся.
            Дальше есть еще самая больная причина - это медицинский персонал. Мне пришлось видеть страсти-мучения больных и раненых солдат красноармейцев, как они бросаются в объятия страсти, когда перед ними ютится бездна и пропасть безвозвратная. Мне пришлось видеть, когда я ехал в Морозовский район и увидел: были привезены из 23-й дивизии 9-й армии больные и раненые к донскому мосту. Это было 20 апреля с.г., мост еще был неисправным. Привезенные больные и раненые (40 вагонов) брошены были на берегу Дона без всякого призрения и без прислуги. Больные и раненые ползали по краю жел[езной] дор[оги] и по краю берега Дона. Были страшные вопли и крики, просящие о помощи, но помощи этой не было - и страдавшие посылали проклятия по сердцу Советской власти. Нам, нескольким товарищам, пришлось принять меры к переправке за Дон. А также было и в самом Царицыне: на ст[анции] под заборами и в самой станции валялись стонущие и просящие помощи красноармейцы, но таковой не было оказано им, и больные оставались валяться без призору на тех же местах. А в штабах - гуляющие с красными повязками на руках, которые растрачивают только государственное достояние. Дальше мне пришлось встретиться с санитарным поездом, эвакуировавшегося "Борисоглебского вспомогательного участка № 115". Там было так, что мертвые трупы лежали по двое суток в вагоне и тут же рядом лежали больные, стонущие от страха, когда видели, что ихние товарищи лежали мертвыми с открытыми ртами, роящими[ся] и перелетающимися с мертвого на живого мухами. Когда я заявил старшему врачу Дмитровскому, то он в оправдание сказал, что прислуг нету, а тогда, в тоже время, был поезд переполнен прислугой, мозолившей глаза с перевязками на руках. И вот, если так будет продолжаться дальше, то больше, кажется, будет невозможно, и революция будет погибать в крови трудящихся масс.
            Моя глубочайшая просьба на все это обратить самое серьезное внимание. Я повторяю, что дальше так продолжаться не может. Я проехал четыре губернии и ни от одного гражданина Российской Республики не слышал сочувствия к Советской власти, это только потому, что работающие товарищи на местах поступают крайне демагогически и много думают и делают для своей лишь шкуры, а о народе очень мало заботятся, лишь бы самому хорошо жилось. Каждый думает, если попал на местечко, то [он] представляет из себя маленького царька, забывает о том, откуда и из какой массы вышел он, а уже нос наворачивает на бюрократический лад.

            Данилов
    ЦА ФСБ РФ. С/д Н-217. Т.4. С.80-84. Заверенная копия.

























































    Всего к январю 1919 года в Донской армии было 68 самолетов, что вместе с запчастями тянуло на 5 миллионов рублей.

    В сентябре 1918 года самолетный отряд был развернут в два отряда (самолетный дивизион) и авиапарк для монтажа самолетов. 20 октября прибавился 2-й самолетный отряд – 9-й армейский в составе 6 самолетов, «перелетевший из Совдепии»[179].

    Авиапарк в 4 месяца отремонтировал и собрал 18 самолетов и 18 моторов, хотя ощущал «недостаток специалистов и полное отсутствие квалифицированных рабочих»[180].

    В конце декабря был создан поезд-мастерская в 10 вагонов «для ремонта самолетов и автомобилей на фронте».

    С 5 октября 1918 года дивизион подчинялся начальнику технического отделения, как инспектору авиации.

    Управление дивизиона и самолетный парк находились в Новочеркасске. 1-й самолетный отряд был причислен к Восточному (Царицынскому) фронту и базировался на станции Чир. 2-й самолетный отряд предназначался для Северного фронта (но из-за зимних погодных условий работал мало) и базировался на станции Лихая.

    9-й армейский отряд не успел развить своей деятельности, располагался он в г. Калач и на станции Миллерово. Поезд-мастерская в основном находился на станции Чир[181].

    Всего в Донской армии было 39 разведывательных двухместных самолетов (из них системы Вуазен – 11, Фарман – 12, Сопфич – 7, Декан – 5, Лебедь – 3, Бранденбург – 1) и 29 одноместных истребителей (из них Ньюпоров – 25, системы Спад – 2, Монокок – 2).



    Генерал Краснов принимает почетный караул на станции Чир.

    Генералы Богаевский, Деникин, Краснов на станции Чир. 1918-й год.



    Источник: http://serjcoltel.livejournal.com/4966.html
    Категория: Статьи о станицах 2 Донского округа | Добавил: AsiaTara (25.07.2012)
    Просмотров: 821 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 казак  
    0
    Маршал Ворошилов . Из семьи рабочего . Образование - две зимы учения в сельской школе . Больше никогда не учился . В царской армии не служил .

    1 казак  
    0
    ....Подцепили паровоз. Когда машинист был убит, его заменил А.Я.Пархоменко. Под градом пуль, раненный в плечо и в руку, Александр
    Яковлевич все же вывел из-под огня эшелон....
       Ранняя советская пропаганда:" Ясный Сокол" "Орёл Орлов"  его и "пуля боится и штык не берёт" Эдакая хвалебная "ода" Александру  Яковлевичу,в это время он по заслугам был "выше" Ворошилова.

    Имя *:
    Email *:
    Код *: